dragonsnest (dragonsnest) wrote,
dragonsnest
dragonsnest

Categories:

Интервью с видеохудожниками. Владислав Ефимов

Лето в Удмуртии прекрасное время для проведения пленэров. Богатство и мощь природы, живописные пейзажи вдохновляют творческих людей на новые образы. Размеренная деревенская жизнь вдали от городской суеты располагает к размышлениям. В этом году нескольким творческим группам из разных городов было предложено окунуться в культурную жизнь удмуртской деревни и показать свое видение удмуртской культуры через призму традиционной музыки, звучащей в современном формате.
Владислав Ефимов
Сегодня мы начинаем публикацию интервью с видеохудожниками, принимающими участие в проекте UDM.UPDATE. Что такое в их понимании традиционная культура? Применимы ли к ней современные практики? Существует ли вообще деление на традиционную и современную культуру?
Первое интервью, которое мы публикуем – интервью с фотографом, видеоартистом, одним из пионеров отечественного искусства новых технологий, руководителем мастерской "Проектная фотография" Московской  школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, Владиславом Ефимовым.
Влад2
В деревню Сеп, в которой работала бригада студентов, мы приехали вместе с журналистами районной газеты "Светлый путь", поэтому интервью получилось совместным.

- Владислав, что Вас привело в Удмуртию, в конкретно эту деревню?
- Мы приехали сюда по приглашению Александра Юминова и "КАМА Records" с которыми работаем уже не первый год. Участие в проекте является для нас практической частью учебного процесса, и мы всегда этому рады. Это возможность выехать в новое место, где можно заняться какими-то прикладными вещами и дать возможность нашим студентам реализовать учебный проект.

- А почему именно Удмуртия? Разве нет других мест? К примеру, Горный Алтай, Сибирь?
- Для нас все равно где работать, поскольку экзотичность места для современного художника не важна. Если вам нужны красивые виды – есть миллиарды фоторепортажей из красивых мест, но для современного искусства это не важно. Художник не преследует цель увлечения реальностью, отражения ее в своих произведениях. Гораздо полезнее иметь дистанцию от города, чтобы вдали от прессинга мегаполиса была возможность размышлять, работать над образами. Ну и, конечно же, важно наличие поблизости центра культурной жизни.
К примеру, в свое время я был в Туве на съемках документального фильма. Там, в Алтайском крае нет культурных центров, а в Ижевске есть. Здесь есть электронная музыка, есть своя художественная жизнь. У меня даже выставка тут была. Мы же не этнографы. Нам надо иногда общаться и с творческими людьми. Ну и когда нас приглашают – это тоже очень важно. Занятие современным искусством – это очень дорогое удовольствие.

Родченки3- Вы говорите о современном искусстве. Но деревня, это же по большей части традиционная культура. Какая взаимосвязь? Могли бы Вы рассказать поподробнее о том, как погружение в традиционную культуру влияет на ваше творчество?
- Конечно. Традиционная культура влияет только положительно. С ней гораздо труднее работать. Ведь для нас не существует таких понятий, как пейзаж, красивое, некрасивое. В современном искусстве запрещен портрет, запрещен пейзаж. Мы не можем, например, фотографировать удмуртов потому, что они удмурты. Таким образом, мы бы показали, что вот эти люди по нашему мнению лучше других. А это своего рода фашизм. Точно также нет понятия красиво или некрасиво. Что такое тогда красиво? Чему служит это красиво? Поэтому сталкиваясь с традиционной культурой, мы фактически сталкиваемся с пустотой, с которой очень интересно работать. Если мы не можем изображать пейзаж, значит, мы должны вписать что-то в пейзаж.
В начале прошлого века художники лишились заказчиков, но взамен они обрели свободу. Свободу самовыражения. И в этом плане деревня – прекрасное место. Тут хорошо думается, ничто не отвлекает. Ведь, по сути, мы в творчестве гораздо больше думаем, чем непосредственно изображаем.

- А когда вы работаете, местные жители проявляют интерес?
- Нет. Здесь очень скромные люди и они не докучают. Но это и удобно. Никто тебе не мешает. Да, мы познакомились здесь с некоторыми очень приятными людьми. Нас даже пригласили на празднование чьего-то юбилея, который отмечали всей деревней, но в работу никто не вмешивается.


- В прошлом году Школа имени Родченко участвовала в 5-й Московской Биеннале с проектом "Удмуртия Research". А возможно было бы организовать эту выставку в Удмуртии. Допустим в Игре или Ижевске?
Ведь это важно посмотреть на себя со стороны. Увидеть, как тебя видит сторонний наблюдатель.
- Да, конечно. Это возможно. Мы готовы приехать, если вы будете в состоянии решить организационные вопросы. Мы не зарабатываем денег своей деятельностью, поэтому необходимо кому-то взять на себя расходы на поездку, на аренду помещения и т.д. Поймите, наша школа предоставляет бесплатное обучение. Мы отбираем лучших и
Родченки2
многие не выдерживают. Мы не можем платить студентам стипендий, студенты должны жить и работать в Москве. При этом у них абсолютно не остается времени на подработку. Но нам очень важно быть полезными, поэтому мы с радостью откликаемся на приглашения. Например, в прошлом году нас приглашали в деревню Бобья Уча. Наши студенты делали свои проекты. Это учебный процесс. Но и для проекта "Бобья Уча Contempo" мы сделали работу. Фотоперепись деревни. Мы тогда фотографировали по-современному, "в лоб" с небольшим смещением. На мой взгляд, тогда очень хорошо получилось. Все эти работы были включены в итоговые материалы

бук
- Вам хотелось бы еще сюда вернуться? Может быть для других проектов?
- Да, есть большое желание возвращаться сюда. Повторюсь, нам очень важно быть полезными, а тут мы ощущаем пользу от своей работы.
Tags: udm.update, Удмуртия, Школа Родченко, интервью, проект, сельские будни, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments